Поиск  

Новости  

Все статьи  

Список авторов и статей 1994 - 1999 годов  

Книги авторов журнала  

Список авторов и статей 2000 - 2003 годов  

Список авторов и статей 2004 - 2005 годов  

Список авторов и статей 2006 - 2008 годов  

 

 Новости

14 января 2016 Года

Содержание последнего обращения американского президента Обамы к Конгрессу США

Барак Обама выступил перед Конгрессом США со своим последним обращением на посту американского президента, в котором сделал ряд принципиальных заявлений по вопросам внешней политики. В частности, он заявил, что Соединенные Штаты по-прежнему остаются мировым лидером, но не "мировым полицейским".


"Мы не можем пытаться захватывать и перестраивать любую страну, которая попадает в кризис. Это не лидерство, это гарантия того, что мы увязнем, будем проливать кровь американцев и тратить средства, что в конечном счете нас ослабит. В этом урок Вьетнама, Ирака — и нам его пора было бы усвоить до настоящего момента", — сказал Обама.


Вместо этого, по его словам, США должны сосредоточиться на борьбе с "Исламским государством" (ИГ или ДАИШ — запрещена в России) и другими террористическими организациями. Для этого, убежден Обама, конгресс должен дать разрешение на применение Соединенными Штатами военной силы.
Обращает на себя внимание и то, что в адрес главных конкурентов Америки на мировой арене — России и Китая — из уст президента США на сей раз не прозвучало прямой критики, как это всегда было раньше, Обама упомянул их лишь вскользь. Однако Украину и Сирию он при этом назвал "государствами-клиентами России, которые ускользают из орбиты ее влияния".


Мнения экспертов
Послание Обамы руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин назвал "прощальным". По мнению ученого, американский президент обозначил в нем все основные моменты своей политики, явно стремясь "вписать себя в историю в положительном образе". В то же время, считает он, Обама постарался показать себя и мастером компромисса, политиком, который находится в стадии эволюции.


"Призыв Обамы к конгрессу одобрить проведение наземной военной операции в Сирии, казалось бы, противоречит его же собственным принципиальным установкам восьмилетней давности на вывод американских войск из воюющих стран, на прекращение политики военной силы, на сокращение вооруженного вмешательства США в локальные конфликты. Таким образом, мы видим политика, который хочет остаться в истории самим собой, но реалистом, трезво оценивающим реальную действительность, а не каким-то идеалистом вроде Джимми Картера", — говорит аналитик.


Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов, напротив, оценил послание Барака Обамы как "абсолютно беззубое, не содержащее изложения какой-либо внятной стратегии и понимания того, куда и как должна двигаться Америка в своей внешней политике".


"Какую внешнюю политику Обама готов был бы отстаивать и передать новой администрации, что правильно и что неправильно было в ней в период его президентства — к сожалению, из обращения это не видно. Он, по существу, ретранслировал все те установки, которые им были приняты ранее и которые вызывали много критики, в том числе и в самих Соединенных Штатах. Но его выступление не стало ответом на эту критику. Эту амбивалентность я назвал бы отсутствием ясной политической линии", — говорит эксперт.


Главным в выступлении Обамы стала декларация отказа США от роли "мирового жандарма". Однако при этом он утверждает, что Соединенные Штаты сохраняют за собой позицию мирового лидера, и все страны, нуждающиеся в помощи и защите, предпочитают обращаться к ним, а не к России и Китаю.


По мнению Александра Шумилина, в этом нет противоречия.
"Обама, по сути, предложил новую трактовку американского лидерства: лидерство, но не господство. Призывая конгресс разрешить использовать военную силу в Сирии, он мотивировал это необходимостью вместе с союзниками и партнерами попытаться остановить гуманитарные катастрофы и масштабное военное противостояние", — говорит он.


При этом Барак Обама, хотя и воздержался от прямой критики России, но сохранил негативное отношение к политике Кремля на Украине и в Сирии, считая ее обреченной на неуспех.
"Обама пока не видит в России союзника в решении сирийской проблемы, однако он видит в ней партнера, хотя и трудного. Трудного потому, что у каждой из этих стран своя шкала ценностей, и Обама это постоянно подчеркивает. Однако разные ценностные подходы в принципе не мешают двум странам в нужный момент объединять усилия для достижения общих целей", — говорит Шумилин.


Ничего принципиально нового президент Обама не произнес, в том или ином контексте все сказанное им сейчас уже звучало с самого начала так называемой коалиционной войны в Сирии, утверждает Дмитрий Данилов.
"После выхода США из Афганистана и Ирака ясно, что начать в одиночку какую-то новую масштабную военную операцию наземного типа было бы самоубийством для любой политической силы", — считает он. Кроме того, по мнению ученого, Обама в очередной раз противопоставляет Америку другим центрам силы — Китаю и России. И в этом плане ему вряд ли удастся найти понимание не только у этих потенциальных партнеров, но и у таких, как Индия, Бразилия и других.
"Продолжение линии на исключительность Америки, противопоставление Соединенных Штатов другим центрам силы — все это отражает прошлые установки как самого Обамы, так и его предшественника Джорджа Бума-младшего, на критике которого Обама в свое время пришел к власти. Эти установки давно уже не работают", — говорит Дмитрий Данилов.


Какой курс?
Обращения Обамы к конгрессу с призывами снять торговое эмбарго с Кубы и закрыть тюрьму для террористов в Гуантанамо, по мнению Дмитрия Данилова, свидетельствует о том, что он, с одной стороны, подтверждает верность базовым установкам своего президентства, с другой — демонстрирует, что не намерен формально выполнять свои обязательства в ущерб реальным интересам Америки. Причем, интересам — в понимании конгресса и большинства американского политического истэблишмента, а не самого Обамы.


С этой точки зрения, полагает эксперт, пожелания президента звучат именно как пожелания — то, к чему, по его убеждению, следует стремиться, но не то, на чем он намерен категорически настаивать.
Раскол в лагере демократов наметился уже давно, еще с тех пор, как администрацию Обамы покинула Хиллари Клинтон, напоминает Дмитрий Данилов. Экс-госсекретарь оставила пост, в частности, из-за несогласия с чрезмерной, по ее мнению, увлеченностью президента политикой отказа от применения силы в решении международных проблем, которую она склонна была расценивать как "мягкотелость" и "бесхребетность". И сегодня демократы находятся в довольно сложном положении: Белый дом не представляет собой всю силу американского демократического крыла, и демократы вынуждены, с одной стороны, максимально сдерживать критику в отношении своей администрации, с другой — демонстрировать политическую поддержку президенту.
Это, конечно же, значительно ослабляет позиции Демократической партии накануне предстоящих в будущем году президентских выборов, полагает он.
Александр Шумилин считает, что обращение Обамы стало своего рода программным — не только для него самого на оставшийся год в качестве президента, но и для его преемника-демократа в случае победы партии на предстоящих выборах.
Ученый обращает внимание: риторика Обамы изменилась настолько, что в ней без труда различаются именно те направления политики, на которые указывала в своих выступлениях Клинтон. В ней стало намного меньше идеализма и значительно больше реалистических установок.


Приемник
"Этим посланием Обама прокладывает путь своей возможной преемнице. Мало того, многое из сказанного им совпадает с программными установками республиканцев. В итоге Клинтон и центристы из Республиканской партии во многом будут играть на одном поле, и шансов у нее не меньше, чем у любого из кандидатов-республиканцев", — считает аналитик.


 


 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru

ISSN: 2073-9532

Создание сайта: П.М. Ермолович

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016