Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

О практических путях совершенствования механизмов развития общественного производства.

На различных этапах становления общественного производства в разных странах по-разному решались вопросы ускорения общественного развития - от хаоса и беспорядка до создания общественных и государственных структур, которые интенсифицируют процесс развития общества.
Пожалуй, наиболее ранним методом стимулирования творчества, существующим многие века, является патентование изобретений, дающее изобретателям (заявителям) исключительное право владения своим достижением - в определенных границах и на определенное время. За это время изобретатель сам мог организовать производство объекта изобретения или продавать лицензию на право производства его другими.
В США в 70-е годы теперь уже прошлого столетия сумели организовать массовое движение за образование венчурных фирм, существенно упрощающих реализацию любых новшеств за счет юридических и финансовых послаблений. По заявлениям самих американцев, “венчурная стратегия” сыграла огромную роль в становлении малого и среднего бизнеса в США и существенно повысила их валовой национальный продукт. Чуть позже за ними последовала ФРГ, которая создала “инкубаторы идей”, аналогичные венчурным фирмам, но чисто по-немецки: 20 процентов любых расходов должен оплатить новатор, остальное берет на себя “инкубатор”, с последующим изъятием части доходов от массовой реализации.
В России также было образовано много внедренческих фирм, но как и в США, и в Германии, они охватывали только отграниченные, самостоятельные и довольно мелкие новшества тех или иных отдельных новаторов, причем достаточно просто коммерциализуемые. Радикальные перестройки крупной промышленности и социальные нововведения, нужные как будто бы всем и никому в отдельности, а также вопросы обновления (развития) большой массы уже функционирующих производств средних и крупных предприятий оставлены за пределами этих фирм - в отличие, например, от единого охвата Госстандартом вопросов стандартизации или Минприродой - экологии.
Этот пробел мог бы, как нам представляется, быть восполнен созданием проекта, разрабатываемого нами с 1995 года. Речь идет о создании совместно с зарубежными партнерами (специалистами Восточно-Европейского союза экспертов) российско-европейского агентства “Развитие”.
В основу создания агентства должны быть положены приоритеты рыночного (соревновательного) хозяйствования с одновременным введением специально организуемых и постоянно совершенствуемых механизмов саморазвития в соответствии с критериями общественной полезности с учетом финансовой и иной заинтересованности предприятий в собственных успехах на внутреннем и внешнем конкурентном (рыночном) пространстве.
Объединенный коллектив ученых, экономистов, инженеров в соответствии с основными направлениями своей деятельности считает высшей целью деятельности агентства (миссией) повышение эффективности общественного развития путем использования основного принципа - Управлять - значит правильно стимулировать.
Правильно - это значит достаточно глубоко и по оптимально выбранным общественно-ориентированным критериям развития.
Настоящие глубокие стимулы может создать только само общество, осознавшее потребность в развитии. Задача состоит в разработке критериев оценки и стимулов, необходимых и достаточных для создания требуемой мотивации субъектов общественного развития.
В качестве учредителей такой организации, на наш взгляд, могли бы выступить как юридические, так и физические лица, в том числе зарубежные, заинтересованные в создании практических механизмов интенсификации социально-экономического развития общества и совместном поиске наиболее эффективных решений - первоначально на территории России и стран, связанных с ней партнерскими отношениями.
Каковы же основные цели создания агентства “Реа развитие”? Прежде всего, это интенсификация общественного развития отраслей и регионов за счет создания и реализации процедуры сбора, концентрации, оценки социально-экономической эффективности и распространения эффективных нововведений по заказам федеральных и региональных властных структур, предпринимателей и общественных организаций и за счет создания специального адресного стимулирования этой эффективности.
Авторы полагают, что агентство должно быть самофинансируемой самоорганизуемой саморазвивающейся системой общественного развития - географически и функционально распределенной сетью центров, аккредитованных и методически объединяемых “Реа развитие” - самофинансирующейся общественной структурой.
Основные задачи создаваемого агентства определены накопившимися недоработками и соответствуют задачам развития нашего общества на ближайшие десятилетия:

  • Централизация сбора и обработки предложений об общественном развитии (исключая вопросы сугубо технико-технологические, военно-технические и т.п.).
  • Выявление высших социально-активных достижений, не сумевших преодолеть психологические заслоны общества, наталкивающиеся на ведомственные препятствия и т.д.
  • Приведение к аксеологическому и методологическому единообразию методов социальной экспертизы, выявления и оценки высших результатов общественно полезной деятельности, представляемых для получения грантов, государственных премий, для участия в финансируемых за счет бюджетов программах и т.д.
  • Выявление и разработка методов нейтрализации отрицательных последствий от корпоративного (группового) эгоцентризма и ведомственной круговой поруки.
  • Разработка и реализация механизмов постоянного выявления и снятия причин возникновения социальной напряженности – внутренних межнациональных, межрелигиозных, межгосударственных и межрасовых.
  • Организация работы по выявлению и оценке общественно полезной духовной и высокохудожественной развлекательной продукции для рекомендательного внедрения на теле- и радиоканалах; организация собственных теле- и радиоканалов, работающих в соответствии с высшими критериями отбора музыкальных и других произведений всех жанров.
  • Отработка элементов самоуправления общества (общественного саморегулирования) начиная с локальных задач населенных пунктов и регионов.
  • Организация помощи обществу потребителей в расширении сферы его работы (кроме судебных исков, обусловленных грубыми нарушениями правил производства и реализации продукции) и перевод этой работы в массовую кампанию повышения общественной полезности продукции (товаров и услуг).
  • Создание средств и методов направленной агитации граждан за переориентацию их материальных и коммерческих интересов на здоровый образ жизни.
  • Ориентация организаторов (владельцев) мест отдыха и лечения на активное использование безусловно полезных для организма человека средств и исключение общественно бесполезных и тем более вредных средств.
  • Организация системы обязательной регулярной оценки общественной полезности результатов деятельности финансируемых за счет бюджетов и добровольной оценки иных организаций, фондов, СМИ с введением стимулов – экономических, материальных и моральных пропорционально общественной эффективности результатов этой деятельности.
  • В спорных ситуациях экспертиза в соответствии с критериями общественной полезности отдельных общественно значимых достижений и выработка рекомендаций по их широкому использованию.
  • Курирование систем добровольной сертификации качества и экологической чистоты продукции.
  • Совершенствование методологических основ, средств и методов правозащитной и правоохранительной деятельности, в том числе на основе возвратного (возмездного) права; организация широкой практики социальной экспертизы с определением общественного ущерба от антиобщественных деяний и подготовкой рекомендаций по пресечению антиобщественной деятельности.
  • Разработка и реализация в форме выпуска документального подтверждения добровольной системы оценки и проверки особых творческих, физических и иных личных достижений, уровня подготовки по отдельным, добровольно выбираемым предметам.
  • Создание единой молодежной организации типа пионерской или комсомольской с введением в ее основу высших общечеловеческих идеалов, в том числе принципа “быть”, а не “казаться”.
  • Выявление, оценка, стимулирование и пропаганда средств и методов глубинного оздоровления и лечения организма людей, их психики и нравственности (исключая средства и методы симптоматического действия).
  • Разработка и распространение рекомендаций по поиску и нейтрализации явлений корпоративного эгоцентризма, включая факты искусственного снижения срока службы деталей дорогостоящих устройств; активные действия по защите интересов собственных членов за счет интересов других; производство изделий, вред от которых проявляется на этапе их использования (эксплуатации) и т.д.

Практические задачи агентства на ближайший период могут быть уже сейчас описаны достаточно подробно, в частности:
организация научно-технической, экологической и социально-экономической экспертизы с использованием методов метрологии, эконометрии, социометрии, социологии и методов оценки эффекта от общественно полезной деятельности и возможного побочного ущерба, в том числе социального;
организация объективной и эффективной сертификации качества и экологической чистоты товаров, услуг, работ (т.е. производств), имеющей международное признание, а также сертификации систем качества по ИСО/9000 и 14000 по заказам изготовителей, поставщиков и обществ потребителей;
организация процесса сертификации финансово-банковских услуг в интересах снижения финансовых рисков инвесторов и кредиторов;
организация процесса сертификации условий труда и качества рабочей силы;
проведение оценки бизнеса - социально-экономического состояния и развития предприятий на основании сведений, добровольно передаваемых предприятиями, в интересах вывода российского производства на международный рынок, в частности для рассмотрения вопроса о предоставлении общегосударственных, отраслевых или региональных льгот, включения в государственную систему премирования и для организации государственных конкурсов с призами и наградами в соответствии с достигнутым уровнем общественного развития;
организация прогнозирования развития и внедрения перспективных технологий;
оценка качества правового обеспечения субъектов общественного развития и защиты от корпоративного эгоцентризма, монополизации, плагиата, коррупции, разработка предложений о его совершенствовании;
разработка и реализация системы “социального патентования” - системы аутентификации социально ориентированных и трудно коммерциализуемых достижений научно-технического и организационного характера – аналога патентной системы, но с ускоренным представлением обществу информации по унифицированной форме с определением достоинств, недостатков, затрат на реализацию;
организация обучения специалистов отраслей по объявляемым и специальным (заказным) темам, касающимся методов развития и саморазвития;
аккредитация организаций на право самостоятельного выполнения задач агентства в регионах, отраслях и по роду своей профессиональной деятельности;
организация тендеров по заказу предприятий, отраслей или регионов для выполнения конкретных тем, включая оценку потенциальных исполнителей, отбор и сопровождение разработок, оценку их эффективности, а также участие в организации внедрения наиболее удачных разработок в стране;
организация разработки стандартов по отдельным отраслям совместно с Госстандартом; ходатайство о создании технического комитета, который может и должен стать эффективным инструментом саморазвития общества;
предоставление возможности аккредитованным центрам размещения на сайте агентства и на страницах его печатных изданий заказов предприятий, организация, отраслей или регионов на получение сведений, необходимых для производственного и научного развития, в том числе результатов научных разработок и творческих общественно полезных предложений научно-технического и организационного характера для рекомендуемого использования субъектами общественного производства, в первую очередь производящими товары народного потребления, услуги населению, СМИ (книжными издательствами и редакциями журналов, радиостанциями и т.п.) и другими.

  • На первом этапе система “Развитие” могла бы быть внедрена в пределах Москвы с последующим распространением своей деятельности на территории России (второй этап) и государств СНГ и дальнего зарубежья (по согласованию с их правительственными структурами) (третий этап).
  • Расширение сферы действия системы должно производиться путем постепенного создания агентством новых или подготовки к работе уже действующих организаций соответствующего профиля и аккредитации их в качестве региональных, отраслевых или профессиональных центров системы “Развитие” с передачей им тех или иных своих функций, постоянным снабжением их методическими материалами и обеспечением их контроля за качеством работы.
  • Финансирование агентства на этапе становления до появления первой группы заказов могли бы взять на себя определенные финансовые структуры, которые вместе с другими структурами, поддерживающими цели агентства, вошли бы в состав совета учредителей (наблюдательного совета) агентства. В дальнейшем агентство должно осуществлять свою работу по принципу самофинансирования.
  • В настоящее время в активе организаторов агентства имеются следующие готовые разработки и действующие системы, непосредственно подготовленные к работе в системе социально-экономического развития:
  • система социально-экономической сертификации по качеству и экологической чистоте продукции и производств (разработанные процедуры, документация и шестилетний опыт организации распределенно-сотовой системы);
  • разработанные методология и методы социально-экономической экспертизы. Методы включают в себя количественную оценку не только экономического, но и социального эффекта и ущерба; для нововведений предусматривается оценка также научного эффекта и срока морального износа с учетом творческих показателей. Практические методики включают в себя данные, получаемые метрологическими, эконометрическими, социометрическими, социологическими методами;
  • отработанная методология компенсации нанесенного ущерба пострадавшим от противообщественной деятельности;
  • отработанная методология проведения ассамблей участников общественного развития непосредственно или через Интернет в режиме офф-лайн и он-лайн.

Информация о развертывании и ходе работ агентства будет публиковаться в журналах по территориальным, отраслевым и профессиональным признакам, в дальнейшем предполагается выпуск собственного специализированного журнала “Развитие” и научно-популярного журнала “Талант общественного развития”.

Авторы уверены, что Россия обладает огромным творческим потенциалом, имеет мощные интеллектуальные ресурсы, необходимые, и вместе с опытом и творческим потенциалом других, в том числе западных стран, достаточные для того, чтобы стать одной из наиболее интенсивно развивающихся стран мира.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2001 №4 (42)»
Развитие российского парламентаризма на современном этапе
Под сенью закона. Пушкин и право
Итальянское государство на пути децентрализации и усиления регионализма
Президент и Конгресс США на международной арене. Президент, конгресс и внешняя политика США
Институциональные меры по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем
Демографический кризис в России: вопросы к размышлению политиков (Продолжение, начало в Выпуске 2-3 за 2001 год)
Рецензия на книгу: Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие
Рецензия на книгу "Экономическая безопасность и инвестиции (теория и практика)"
О представителях законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Еще раз об актуальных проблемах систематизации законодательства
Правовые проблемы управления зарубежной собственностью (Начало)
Россия и Беларусь: пути формирования правового государства

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №1 - 2017
 
  №7,8 - 2016
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016
 
  №1,2 - 2016
 
 
  №7,8 - 2015
 
  №5,6 - 2015
 
 
  №4 - 2015