Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций

Дорогие друзья, прежде всего я хотел бы высказать мнение о том, о чем вам уже здесь сказали, что существует несколько законопроектов и в том числе в Государственной Думе. Я считаю, что для успешной работы и для того, чтобы мы все-таки приняли документ, за который нам потом не будет стыдно, законопроект должен быть один. Я считаю, такой документ, если их будет несколько и они будут приниматься путем взаимных компромиссов уже в ходе работы самой Государственной Думы, - это будет достаточно негативным именно в силу того, что общая концепция такого закона должна быть единой, общий подход должен быть один. И если столкнутся несколько разных подходов, то мы получим закон, который не решит основной проблемы, и не создаст предпосылки для создания реальной работающей многопартийной системы в России.

Что касается моего законопроекта, он пока не внесен в Государственную Думу. Он был создан после того законопроекта, который уже есть, вторым, наверное, по счету. И я считаю, может быть использован и как основа для того, чтобы найти общие решения и при работе с ЦИКом, и также для работы и с тем законом, который уже есть.

Прежде всего я хотел бы остановиться на том вопросе, что такое политическая партия. Представитель ЦИКа говорил здесь о том, что это специфическая организационно-правовая форма общественного объединения. Я не согласен с этим. Я считаю, что политическая партия – это самостоятельное объединение граждан, формирование или организация, если хотите. Это будет точнее. Причем организация, занимающаяся публичной, точнее даже, публично-правовой деятельностью, потому что это объединение, эта организация граждан работает в области, связанной с формированием кадрового состава органов государственной власти и через выборы, и через назначение и так далее. Политическая партия – это не вид общественного объединения и поэтому здесь определенным образом есть противоречие с концепцией закона «О политических партиях», закона «Об общественных объединениях».

Если закон  «Об общественных объединениях» как таковой призван создать условия для самого большого представительства интересов общества в любой сфере, то есть он призван объединить и учитывать все виды общественных объединений и создавать условия для их создания и деятельности, то есть фактически условия для создания гражданского общества как такового, то закон «О политических партиях» должен не просто говорить о предпосылках, способах создания политических партий и их деятельности, он фактически должен фиксировать ту или иную политическую модель общества, давать партиям определенное место в структуре органов государственной власти, влиять на формирование органов государственной власти, тех объединений, которые на это влияют.

Именно поэтому я считаю, что политические партии, суть публичное объединение граждан, поэтому ни в коем случае нельзя регулировать их именно через закон «Об общественных объединениях». Это должен быть совершенно самостоятельный закон, опирающийся на Конституцию Российской Федерации и формирующий свою систему законодательства. Это и закон «О гарантиях прав граждан», который уже действует, это и закон «О выборах» и так далее.

Что касается того, какими должны быть политические партии,  могут ли быть они региональными или должны быть общероссийскими? Я считаю, что здесь мы должны определиться прежде всего в том, о чем мы говорим. Если мы говорим о тех правах Федерации, которые она имеет, то, конечно, федеральный закон должен говорить о федеральных политических партиях. То есть, мы здесь говорим об общероссийских политических партиях и рассматриваем только этот статус.

Что касается региональных и межрегиональных политических организаций или партий. Я считаю, что это зависит от того, как мы будем, строить здесь взаимоотношения с субъектами Российской Федерации. Либо мы можем оставить этот вопрос на усмотрение субъектов, и каждый субъект будет определять, какие его  законодательные органы, какие действуют в этом субъекте политические объединения, партии, организации и так далее; либо мы должны будем все-таки распространить действия федерального закона и на субъекты. Но тогда действительно здесь необходимо понимать, что федерация должна взять на себя всю полноту ответственности и за выборы субъектов Российской Федерации. То есть должно быть общее законодательство или основа законодательства, которая определяет выборы в субъектах Федерации, в том числе возможно, как здесь уже предлагалось, половина избираемых депутатов местных собраний может избираться по партийным спискам.

О регистрации политических партий в Министерстве юстиции. Безусловно, только Министерство юстиции должно заниматься регистрацией и ведением дел политических партий, поскольку оно имеет большой опыт здесь и уже занимается этой деятельностью в отношении других объединений и в отношении политических общественных объединений.

Я считаю, что сама регистрация политических партий – это вещь формальная. Другой вопрос, что должны существовать, те критерии численности, регионального представительства, о которых здесь говорилось. Весь вопрос состоит в том, как набирать эти критерии. Устанавливать нам их изначально, то есть обязать: где хочешь собери 10  тысяч человек, потом приходи регистрироваться; или дать возможность собрать эти 10 тысяч человек в процессе регистрации, либо после нее в течение какого-то времени.

Я считаю, что подход  здесь должен быть разумным. Он должен учитывать реальное создание политических партий с нуля. Мы должны понимать, что собрать сразу очень много людей может только ангажированная предпринимательская либо административная структура.

Если мы говорим об идеологической и политической партии, то конечно должно существовать  реальное время некоторое, которое нужно для того, чтобы собрать реальный съезд, найти реальных людей, которые объединятся вокруг некоторой политической идеологии.

Что касается участия политических партий в выборах. Безусловно, если политические партии созданы и зарегистрированы, они имеют право участвовать в выборах. И тогда возникает такой вопрос: если, как предлагает здесь Центральная избирательная комиссия, партия, не участвующая в двух выборах, исключается из состава политических партий, значит партии могут участвовать в выборах, не представляя каких-то дополнительных обоснований. Если они уже есть, если они признаны государством как политические партии, значит они должны иметь право выдвигать кандидатов и списки кандидатов без залогов, подписей и так далее. Иначе, вы сами понимаете, если какая-либо политическая партия в силу каких-то политических мотивов становится не очень удобной, то просто-напросто возникают препоны, которые связаны с выборами, и очень скоро партия вообще исчезает. Я думаю, вот эту проблему надо также исключить.

Теперь о государственном финансировании деятельности политических партий. В моем законе механизм чуть-чуть иной. Он связан не с процентами, а с депутатами и с количеством депутатов, которые имеют партии в Государственной Думе. Это спорный вопрос можно здесь обсуждать. И более того, не проработан вопрос в проекте ЦИКа. В моем проекте он проработан, о финансировании политических блоков. Я считаю, что избирательные блоки – это те объединения,  которые имеют право на существование и будут иметь это право еще на протяжении определенного времени, пока наша многопартийная система не станет крепкой, мощной до такой степени, что избирательные блоки сами как бы отомрут. Именно в силу этого, поскольку избирательный блок – это объединение, не имеющее обычно юридического лица, которое формируется именно в связи с выборами. Я считаю, что здесь для их финансирования необходимо создавать специальные фонды избирательных блоков, тогда как при финансировании политических партий это не требуется.

Безусловно, что все политические партии, зарегистрированные государством, должны иметь право хоть на какое-то минимальное финансирование для обеспечения своей деятельности. Тогда как те партии, которые на выборах провели своих депутатов или  получили необходимое число голосов, должны иметь право на дополнительное финансирование и не только для частичной компенсации затрат на выборы, а просто для того, чтобы эта политическая партия могла осуществлять полноценную партийную деятельность.

Что такое партийная деятельность? Это не только представление обществу своей программы, это и разработка тех законопроектов, которые будет отстаивать и вносить фракция этой партии в соответствующем органе. Это и подготовка проектов тех или иных решений, концепций и так далее. Для ведения всей этой деятельности партии также нужны деньги, особенно, если она уже имеет свое влияние в представительном органе того или иного масштаба.

Что касается существующего положения и как должен действовать закон в плане переходных моментов? Я считаю, что на сегодняшний день наша партийная система настолько слаба, что добивать ее большого смысла не имеет, необходимо просто-напросто хотя бы зафиксировать реально действующие политические партии и имеющие свою историю, к тому же политическую. Именно поэтому, на мой взгляд, необходимо дать возможность существующим так называемым общественным политическим объединениям пройти режим преобразования с тем, чтобы создаваемые на их базе политические партии были их правопреемниками, сохраняли свою историю, и конечно же дать им определенные льготы и возможности при перерегистрации. Это зафиксирует существующее положение.

Я думаю, что из тех 188, как здесь называлось, общероссийских общественных политических объединений реально перерегистрацию пройдут меньше половины. Во многих нет даже индивидуального членства и так далее, поскольку закон допускал общественные политические движения. А я так понимал, что закон «О политических партиях» не должен допускать возможности какого-то коллективного членства, иначе партия превращается в несуществующую организацию. Поэтому переходные положения здесь очень важны.

Также важно сохранить целостность нашего законодательства. То есть необходимо все-таки увязать закон «О политических партиях», который мы примем, с действующими законами. Он не должен противоречить и существующему законодательству о выборах либо соответствовать тому, который будет разрабатываться и приниматься вместе с законом «О политических партиях»; он не должен противоречить Конституции, естественно, и закону "О гарантиях прав граждан при проведении референдума и прав граждан при проведении выборов", тому закону, который действует сегодня. И также он должен быть в какой-то степени необходим и увязан с законом «Об общественных объединениях», в который, в свою очередь, необходимо внести изменения. Также необходимо внести ряд изменений в другие законы Российской Федерации, смежные и соприкасающиеся с законом «О политических партиях».

Что касается нашего политического наследия.. Вы знаете, что в Советском Союзе в свое время был принят закон «Об общественных объединениях», в котором впервые появилось слово «политическая партия», численность которой была, если мне не изменяет память, 5 тысяч человек. На сегодняшний день мы хотим действительно видеть реальные партии, мы считаем, что 5 тысяч человек можно вообще просто собрать ниоткуда, поэтому, действительно, я согласен с этим, пусть численность будет больше, пусть это будет 9-10 тысяч человек, но численность должна быть разумной. Поймите, если мы сделаем численность 20, 50 тысяч человек, то мы не получим реальных партий. Мы получим некие объединения, которые будет сформированы определенным образом, и вы все понимаете, о чем идет речь. Нам нужны идеологические партии. Для этого нужно в любом случае дать им возможность начинать с нуля. Да, есть уже сегодня политические партии, численность которых свыше 100 тысяч человек. Но это не все политические партии, они могут еще быть созданы в будущем, мы должны написать нормальный закон, который даст возможность партиям создаваться, а не только существовать тем, кто уже есть. Именно поэтому 10 тысяч, это вполне достаточно.

            Но в любом случае, что мы должны объединить наши усилия  здесь и придти к тому, чтобы у нас проект закона в итоге получился все-таки, так или иначе, но общим. Спасибо.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2000 №4 (38)»
Представление интересов – новый антикоррупционный институт
О концепции проекта федерального закона о политических партиях и партийной деятельности
Концепция федерального закона "О политических партиях и партийной деятельности"
Зоркальцев В.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
Концепция проекта федерального закона "О политических партиях”, подготовленная рабочей группой ЦИК РФ
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Руководитель рабочей группы Аппарата комитета по подготовке законопроекта “О политических партиях”
Руководитель фракции "Единство"
Директор правового отдела Фонда развития парламентаризма в России
Заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения
Закон о политических партиях в оценках общественного мнения
О средствах достижения точности выражения правовых норм
Практика использования терминов «лоббизм», «лоббистская деятельность» в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации
Заседание российско-американского семинара “Глобальная служба поиска информации: концепция, программа, результаты, перспективы”
конференция "Право и Интернет: теория и практика"
Конференция "Современные проблемы обеспечения доступа к архивным документам и их использования"
Рецензия на книгу Прокошина В.А. "Право, власть и жизнеобеспечение народа: основы новейшей камералистики"

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №1 - 2017
 
  №7,8 - 2016
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016
 
  №1,2 - 2016
 
 
  №7,8 - 2015
 
  №5,6 - 2015
 
 
  №4 - 2015