Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
2022 год
2022 №1-2 (192-193)
2022 №3 (194)
2022 №4 (195)
2022 №5-6 (196-197)
2022 №7-8 (198-199)
2023 год
2023 №1-2 (200-201)
2023 №3 (202)
2023 №4 (203)
2023 №5-6 (204-205)
2023 №7-8 (206-207)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Актуальные проблемы выдвижения федерального списка кандидатов политическими партиями на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва

5 сентября 2007 года стартовала избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва.
 
Эта кампания будет проходить по новым правилам, первое из которых  и главное – это то, что все 450 депутатских мандатов будут распределяться между списками кандидатов политических партий.
 
Всего в избирательной гонке вправе участвовать 15 политических партий, которые к началу избирательной кампании подтвердили свою состоятельность, а именно, - по результатам проверки Федеральной регистрационной службы установлено наличие у них более 50-и тысяч членов партии, а также наличие региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях»). К партиям, имеющим право участвовать в выборах, относятся:
 
политическая партия «Демократическая партия России»
Всероссийская политическая партия «Единая Россия»
Российская политическая партия Мира и Единства
политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»
политическая партия «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»
политическая партия «Либерально-демократическая партия России»
политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»
политическая партия «Патриоты России»
политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»
политическая партия «Аграрная партия России»
политическая партия «Народный Союз»
Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила»
политическая партия «Партия социальной справедливости»
политическая партия «ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ»
политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ».
 
В начале избирательной кампании актуальными являются вопросы, связанные с первой, самой заформализованной стадией избирательного процесса – стадией выдвижения федерального списка кандидатов. Период данной стадии избирательного процесса начинается не ранее 10-го дня после официального начала избирательной кампании (после опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении даты проведения дня голосования), т. е. с 15 сентября, и заканчивается на 30-ый день после назначения выборов, т. е. 5 октября 2007 года. Таким образом, выдвижение списка кандидатов возможно в течение 21 дня. Политические партии – потенциальные участники избирательной гонки, уже задолго до указанного периода могли сделать очень много, чтобы избежать проблем.
 
 Прежде всего, политическим партиям необходимо четко ориентироваться в законодательной базе, регулирующей порядок выдвижения федерального списка кандидатов.
 
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) политические партии участвуют в выборах депутатов Государственной Думы в соответствии с Федеральным законом и Федеральным законом «О политических партиях». При этом п. «и» ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О политических партиях» устанавливает, что устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения списков кандидатов в депутаты государственных органов. Следовательно, именно эти акты и являются для партий и избирательных комиссий основополагающими в определении процедуры выдвижения списка кандидатов.
 
 Созыв съезда политической партии
 
В преддверии проведения съезда политические партии:
1.            Определяют дату проведения съезда политической партии, на котором будет выдвинут федеральный список. Дата проведения съезда определяется уполномоченным органом политической партии в соответствии с уставом политической партии.
 
2.            Проводят общие собрания (конференции) местных (первичных) отделений политической партии для определения делегатов конференций всех региональных отделений политической партии в предусмотренных уставом политической партии случаях, осуществляют обсуждение кандидатур будущих кандидатов в депутаты.
 
3.            Проводят конференции региональных отделений политической партии, на которых избираются делегаты съезда политической партии, а также в случаях, предусмотренных уставом политической партии либо решением ее руководящего органа, определяют в установленном порядке и в установленном количестве претендентов на места кандидатов в депутаты Государственной Думы федерального списка кандидатов этой политической партии.
 
Необходимо обратить внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемых этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят на учете в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии.
 
Из сказанного следует, что конференцию регионального отделения политической партии, связанную с созывом съезда политической партии, а в случаях, предусмотренных Уставом политической партии - и с определением кандидатур в федеральный список кандидатов, необходимо проводить либо по истечении трех дней со дня официального начала избирательной кампании, либо в два этапа – первый этап в максимально удобное для самой политической партии время (в том числе до начала избирательной кампании с тем, чтобы иметь достаточное время для оформления всех необходимых документов), второй этап – в случае возникновения необходимости, предусмотренной ч. 1 ст. 37 Федерального закона.
 
В случае рассмотрения конференцией регионального отделения политической партии вопроса по поддержке кандидатуры гражданина, предложившего ей себя в качестве потенциального кандидата федерального списка этой партии, необходимо:
 
1.            Подтверждение того, что его заявление о желании баллотироваться в качестве кандидата поступило в срок не позднее 3-х дней после начала избирательной кампании (на обращение, поступившее позже этого срока, может быть дан отказ без рассмотрения на конференции).
 
2.            Конференции должны быть предъявлены доказательства поддержки обращения указанного выше гражданина не менее чем десятью членами данной партии, состоящими на партийном учете в данном региональном отделении политической партии. Законодатель не устанавливает определенной формы указанной поддержки, следовательно, она может быть оформлена в виде одного или нескольких заявлений, подписанных одним либо группой членов партии, либо протоколом собрания группы членов партии, либо в ином другом виде, в том числе устного заявления не менее чем 10 членов партии прямо на конференции. При отсутствии доказательств указанной поддержки со стороны членов партии, рассмотрение вопроса о поддержке гражданина в качестве претендента в федеральный список кандидатов не требуется. Не рассматривается этот вопрос на конференции и в том случае, если гражданин, заявивший свои претензии на участие в выборах, не обладает пассивным избирательным правом (ст. 5 Федерального закона).
 
 
3.            Решением конференции должен быть зафиксирован результат рассмотрения кандидатуры, поддержанной не менее чем 10 членами данной партии. Это может быть отдельное решение, либо запись в протоколе конференции.
4.            В случае положительного результата рассмотрения, кандидатура гражданина, заявившего о своем желании баллотироваться в составе федерального списка кандидатов, должна быть представлена съезду партии для рассмотрения ее на общих основаниях со всеми иными претендентами при выдвижении федерального списка, т.е. по ней должно приниматься решение о включении либо не включении в проект состава федерального списка при голосовании по кандидатурам.
 
Важным моментом по данному вопросу является то, что законодатель не устанавливает ограничений для гражданина, не являющегося членом партии, по количеству федеральных списков кандидатов, в которые он хотел бы попасть. Гражданин, намереваясь участвовать в выборах депутатов Государственной Думы, может подать свое заявление в региональные отделения нескольких политических партий, что не является основанием для отказа рассмотрения его заявления в указанном выше порядке. При этом необходимо учитывать, что включение в федеральный список кандидатов гражданина, который уже выдвинут в составе иного списка кандидатов, влечет отказ в заверении списка, что может использоваться в качестве «черной» избирательной технологии (части 5, 8 ст. 38 Федерального закона).
 
Согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона, нарушение региональным отделением политической партии требований по рассмотрению конференцией политической партии заявления гражданина, не являющегося членом политической партии, о выдвижении его кандидатуры в составе федерального списка, равно как нарушение (не рассмотрение) съездом политической партии данного заявления в порядке ч. 2 ст. 37 Федерального закона, влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О политических партиях». Региональному отделению или партии может быть вынесено предупреждение, т. е. данное нарушение не является нарушением порядка выдвижения кандидатов и, соответственно, не влечет за собой отказ в заверении либо регистрации списка кандидатов.
 
Поскольку созыв съезда и связанные с этим мероприятия (проведение собраний, конференций местных, первичных отделений политической партии, а также проведение региональных конференций) не являются стадией избирательного процесса и могут проводиться за рамками избирательной кампании, при этом их процедуры регулируются исключительно уставами политических партий, то нарушения, допущенные в этот период, являются нарушением уставных норм, контролируются вышестоящими партийными органами, а также, в силу ст. 38 Федерального закона «О политических партиях», Федеральной регистрационной службой и ее территориальными отделениями, и не могут квалифицироваться как нарушения порядка выдвижения кандидатов со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. То есть подобного рода нарушения не могут служить основанием для отказа в заверении и регистрации федерального списка, за исключением случаев, когда из-за допущенных нарушений решением судебный орган признает незаконными решения съезда либо сам съезд.
 
Выдвижение федерального списка кандидатов. Выдвижение федерального списка кандидатов, как юридический факт, имеет два этапа.
 
1 этап – Принятие съездом политической партии решения о выдвижении федерального списка кандидатов (ст. 25 Федерального закона «О политических партиях», ч. 1 ст. 36 Федерального закона).
 
2 этап – Представление федерального списка кандидатов и всех необходимых документов в ЦИК России (ст. 38 Федерального закона, ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
 
Что касается первого этапа, то законодатель устанавливает следующие требования к порядку выдвижения списка кандидатов на съезде:
 
а)            к представительству делегатов от региональных отделений – согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях»: выдвижение политической партией списков кандидатов в депутаты Государственной Думы осуществляется на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации;
 
б)            к порядку принятия решения съезда о выдвижении федерального списка кандидатов – согласно ч. 4, 6 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях»: решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием, в соответствии с уставом политической партии, не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии делегатов съезда. В силу части 2 статьи 36 Федерального закона в уставе политической партии должен быть определен порядок проведения тайного голосования по вопросу о выдвижении федерального списка, например, голосование может быть рейтинговое, голосование по принципу простого большинства от количества делегатов присутствующих на съезде, либо голосование по принципу квалифицированного большинства – 2/3 или 3/4 от установленного числа делегатов и т. д. Необходимо иметь в виду, что соблюдение установленного уставом порядка проведения тайного голосования является непременным условием соблюдения порядка выдвижения списка кандидатов, и его нарушение может повлечь за собой отказ в заверении федерального списка кандидатов;
 
в)            к срокам принятия решения о выдвижении федерального списка – согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона: выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии производится не раньше чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального назначения выборов (с 15 сентября – 5 октября 2007 года);
 
г)            требования к федеральному списку:
 
1)            политическая партия вправе выдвинуть только один список кандидатов (ч. 1 ст. 33 Федерального закона);
 
2)            общее число кандидатов, включенных в федеральных список, не может превышать шестисот человек;
 
3)            федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации и/или части территории субъекта Российской Федерации;
 
4)            кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз;
 
5)            в общефедеральную часть списка кандидатов, если таковая имеется, может быть включено не более трех кандидатов;
 
6)            число региональных групп кандидатов не может составлять менее 80;
 
7)            региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации;
 
8)            порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов определяется уставом политической партии, что означает, что съезду политической партии претендентов в кандидаты федерального списка политической партии представляют уполномоченные на то уставом органы: это могут быть, прежде всего, региональные отделения в лице конференции региональных отделений либо иные региональные органы, указанные в уставе; федеральные руководящие органы политической партии; руководители политической партии; делегаты съезда политической партии и пр. Для подтверждения соблюдения требования закона и положений устава политической партии о порядке включения кандидатур в федеральный список съезду должны быть представлены решения соответствующих органов политической партии и сделана соответствующая запись в протоколе заседания съезда, в противном случае, при отсутствии указанных сведений партии, может быть отказано в заверении и регистрации списка из-за нарушений порядка выдвижения кандидатов;
 
9)            недопустимость выдвижения в составе федерального списка кандидатов членов иных политических партий. Для большей гарантии выполнения этого требования лицом, намеревающимся выдвигаться в составе федерального списка кандидатов, которые в своем прошлом были членами иных политических партий, не лишним было бы осведомиться, завершен ли процесс утраты ими предыдущего членства в другой партии. Как показывает практика, имеют место случаи, когда в разгар избирательной кампании выясняется, что один и тот же гражданин является одновременном членом двух или нескольких партий, т. е., не оформив формально (в порядке, предусмотренном уставом политической партии) выбытие (исключение) из числа членов одной политической партии, человек вступил в другую, тем самым нарушил установленные нормы п. 6 ст. 23 Федерального закона «О политических партиях», согласно которой гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии и подлежит исключению из списка;
 
10)            в федеральный список кандидатов могут быть включены лица, не являющиеся членами данной политической партии. Граждане, не являющиеся членами партии, могут быть выдвинуты в составе федерального списка политической партии двумя способами. Прежде всего, по инициативе самой партии, в том случае, когда партия заинтересована в их включении в состав списка кандидатов либо в силу их электоральной привлекательности, либо в силу их материальной состоятельности, либо по иным причинам, и тогда их выдвижение происходит в соответствии с порядком включения кандидатур, предусмотренным уставом политической партии (т. е. на общих основаниях с членами данной партии - на основании решений руководящих органов политической партии или региональных отделений, о чем было сказано выше, в том числе и с соблюдением дополнительных условий, если таковые предусмотрены уставом) (ст. 36 Федерального закона). Второй путь, согласно которому в список кандидатов политической партии попадает гражданин не являющийся ее членом, – это в порядке ст. 37 Федерального закона, предусматривающей гарантии реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий, о чем подробно было сказано выше;
 
11)            наличие в составе федерального списка кандидатов лиц, не являющихся членами политической партии в количестве не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список кандидатов. К таковым относятся как кандидаты, которые включены в состав списка кандидатов по инициативе партии в порядке, предусмотренном уставом политической партии, так и кандидаты, включенные в список кандидатов в порядке ст. 37 Федерального закона по их инициативе;
 
12)            Федеральный список кандидатов должен быть заверен подписью лица, непосредственно уполномоченного на это уставом политической партии, либо решением уполномоченного органа, а также печатью политической партии;
 
13)            часть территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, может соответствовать либо части территории субъекта Российской Федерации, либо группе частей территории субъекта Российской Федерации, определенных Центральной избирательной комиссией в соответствии с частями 13 и 14 ст. 36 Федерального закона;
 
14)            число избирателей, зарегистрированных на территории группы субъектов Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона;
 
15)            в федеральном списке кандидатов одному субъекту Российской Федерации, в том числе входящему в группу субъектов Российской Федерации, либо одной части территории субъекта Российской Федерации должна соответствовать не более чем одна региональная группа кандидатов;
 
16)            региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации, составляют региональную часть федерального списка кандидатов. В федеральном списке кандидатов каждой региональной группе присваивается порядковый номер и указывается, какому субъекту Российской Федерации, какой группе субъектов Российской Федерации (с указанием перечня субъектов Российской Федерации), части территории субъекта Российской Федерации или группе частей территории субъекта Российской Федерации (с указанием перечня частей территории субъекта Российской Федерации) соответствует каждая региональная группа кандидатов. В случае принятия политической партией соответствующего решения, в федеральном списке кандидатов также указывается, к какой региональной группе кандидатов будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
 
д)            к оформлению решения съезда о выдвижении федерального списка кандидатов - согласно ч. 5 ст. 36 Федерального закона: указанное выше решение оформляется протоколом заседания съезда, в котором указываются в обязательном порядке следующие данные:
 
1)            число зарегистрированных делегатов съезда (в том числе количество представленных региональных отделений);
 
2)            число делегатов съезда, необходимое для принятия данного решения согласно уставу политической партии;
 
3)            решение о выдвижении федерального списка кандидатов и итоги голосования за это решение, в случае рейтингового голосования – результаты по каждому претенденту, при этом протокол должен содержать указания на то, на основании решений каких органов были представлены претенденты в кандидаты для рассмотрения их кандидатур в качестве кандидатов в федеральный список партии (ч. 2 ст. 36 Федерального закона);
 
4)            решение о назначении не менее чем по одному уполномоченному лицу политической партии, а также уполномоченному по финансовым вопросам;
 
5)                 дата проведения съезда;
 
6)                 региональная группа кандидатов, к которой будут отнесены поданные за федеральный список кандидатов голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, в случае принятия политической партией данного решения.
Обращает на себя внимание тот факт, что поскольку законодатель в отличие от ранее действующей нормы установил, что политические партии оформляют решение о выдвижении списка в виде протокола, то выписки из протокола заседания съезда политической партии, которые имели место в прошлые избирательные кампании, не должны представляться, так как могут расцениваться как ненадлежащее оформление документа, что влечет отказ в регистрации списка.
 
Протокол заседания съезда должен быть представлен в полном объеме.
 
Что касается второго этапа выдвижения федерального списка кандидатов политической партии, то он представляет собой передачу указанного федерального списка кандидатов и всех документов, подтверждающих соблюдение порядка выдвижения списка кандидатов, в ЦИК России.
 
Согласно части 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, в том числе из списка кандидатов, считаются выдвинутыми, приобретают права и обязанности кандидатов, предусмотренные законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему округу, в том числе в составе списка кандидатов.
 
Из сказанного следует, что выдвижение считается состоявшимся с момента выдачи ЦИК России политической партии справки о приеме от нее документов для заверения федерального списка кандидатов.
 
Заверение федерального списка кандидатов. ЦИК России в семидневный срок рассматривает представленные политической партией документы и принимает решение о заверении федерального списка кандидатов или об отказе в заверении такового с мотивацией своего решения.
 
Согласно ч. 8 ст. 38 Федерального закона основаниями для отказа в заверении федерального списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в частях 1-4 и 6 ст. 38 Федерального закона, а также нарушение порядка выдвижения федерального списка кандидатов, установленного статьей 36 и ч. 5 ст. 38 Федерального закона.
 
Необходимо обратить внимание на то, что законодатель в отличие от прежнего порядка, ограничил перечень оснований для отказа в заверении федерального списка, исключив из него такие как – неполный набор либо ненадлежащее оформление документов. Такой подход объясним системной взаимосвязью двух стадий избирательного процесса – стадии заверения федерального списка и стадии его регистрации.
 
Новеллой действующего законодательства является положение ч. 23 ст. 43 Федерального закона о том, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных политическими партиями в ЦИК России для заверения и регистрации федерального списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за три дня до ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы, представленные в ЦИК России (за исключением подписных листов) в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального закона, в том числе к их оформлению. При этом политическая партия вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона.
 
Из сказанного выше следует, что законодатель, ужесточив требования на предстоящих выборах к сбору подписей избирателей (допустимость брака не более 5%, тогда, как прежде, это было 25%) и увеличив сумму избирательного залога до 60 млн. руб. (с 37,5 млн. руб.), максимально либерализовал техническое оформление документов, с тем чтобы из-за досадного недоразумения, такого как неправильное заверение копий документов об образовании или трудовой книжки, либо неуказания в заявлении о согласии баллотироваться, кода подразделения органов внутренних дел, в котором был выдан паспорт, гражданин не мог лишаться конституционного права быть избранным.
 
Итак, в заверении федерального списка кандидатов может быть отказано при отсутствии в представленных документах одного или нескольких из следующих документов:
 
1. Федеральный список кандидатов (на бумажном носителе и в машиночитаемом виде) по формам, утвержденным постановлением ЦИК РФ от 4.06.07 № 14/117-5.
 
2. Нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в единый государственный реестр юридических лиц.
 
3. Нотариально удостоверенная копия устава политической партии.
 
4. Протокол съезда политической партии с решением о выдвижении федерального списка кандидатов.
 
5. Список уполномоченных лиц политической партии, в том числе по финансовым вопросам (на бумажном носителе и в машиночитаемом виде).
 
6. Список членов партии из состава федерального списка кандидатов политической партии (на бумажном носителе и в машиночитаемом виде).
 
7. Заявления кандидатов (каждого кандидата из списка кандидатов) о согласии баллотироваться.
 
8. Сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата, а также об имуществе, принадлежащего кандидату на праве собственности (на бумажном носителе и в машиночитаемом виде).
 
9. Заверенные уполномоченным представителем политической партии копии документов, удостоверяющих личность кандидатов, и документов, подтверждающих указанные в его заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, а также о том, что кандидат является депутатом.
 
10. Справка о том, что кандидат является членом партии или принадлежит общественному объединению и статусе в нем, в случае, когда указание о принадлежности к партии или общественному объединению имеется в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.
 
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что в силу нового законодательного регулирования вопросов принятия и проверки документов для заверения и регистрации федерального списка становится очевидным, что практика признания неверно оформленных документов отсутствующими, что ранее имело место неоднократно, впредь невозможна, поскольку неверно оформленные документы могут быть исправлены вплоть до их замены.
 
Относительно отсутствия документов, перечисленных выше и касающихся непосредственно и индивидуально каждого из кандидатов (п. 7 – 10), представляется весьма сомнительным правомерность отказа в заверении списка кандидатов из-за отсутствия одного или нескольких документов у одного или нескольких  кандидатов.
 
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 25 апреля 2000 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", «меры юридической ответственности могут устанавливаться федеральным законодателем лишь за нарушения избирательного законодательства участниками избирательного процесса, должны быть соразмерны деянию, с которым закон связывает их применение, и не должны приводить к неправомерному ограничению прав и свобод граждан». Отказ в заверении федерального списка кандидатов из-за отсутствия какого-либо документа у одного из кандидатов, приводит к необоснованному ограничению пассивного избирательного права других кандидатов, состоящих в федеральном списке, выдвинутом политической партией. а также активного избирательного права граждан, которые вправе проголосовать за данный партийный список.
 
По всей видимости, законодатель предусматривал в качестве оснований для отказа в заверении федерального списка кандидатов (согласно п. 4, 6 ст. 38 Федерального закона) отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, сведений об имуществе и доходах, а также копий документов, подтверждающих данные, указанные в заявлении, имея в виду отсутствие одного или нескольких документов у всех кандидатов одновременно.
Отсутствие же необходимых документов у одного или нескольких кандидатов влечет их исключение из списка кандидатов при решении вопроса о регистрации федерального списка кандидатов (п. 7 ч. 4 ст. 44 Федерального закона).
 
Согласно ч. 8 ст. 38 Федерального закона основанием для отказа в заверении списка является нарушение порядка выдвижения федерального списка, предусмотренного ст. 36 Федерального закона, т. е., если из представленных документов не будет следовать, что все требования к выдвижению списка и к самому списку, перечисленные выше, выполнены.
 
Особо необходимо выделить, как основание для отказа в заверении списка кандидатов, нарушение политической партией ограничения, предусмотренного ч. 5 ст. 38 Федерального закона, устанавливающего, что в федеральный список кандидатов не может быть выдвинут гражданин, который уже выдвинут в составе иного федерального списка.
 
Это на первый взгляд кажущееся само собой разумеющимся правило, может оказаться довольно сложной и коварной конструкцией в руках политтехнологов. В федеральный список любой партии может быть внедрен ничем особым не примечательный кандидат (для численности), но в самый ответственный момент он может сыграть злую шутку со списком партии. Это означает, что партии, которые намерены выдвинуть свои федеральные списки кандидатов раньше других, более застрахованы от такого рода неприятностей. Те же партии, которые будут представлять документы по выдвижению списков кандидатов позже, должны быть уверены, что в составе их списков нет тех, кто уже выдвинут другими партиями. Если же все-таки указанная ситуация случится, политической партии необходимо самой принять решение об исключении такого гражданина из списка кандидатов до принятия решения ЦИК России, тем самым предотвратив отказ в заверении федерального списка кандидатов.

 

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2007 №5 (78)»
У России собственная гордость (Новая система выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ)
Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению
Парламентская этика и нравственность законов
Ведомственный нормотворческий процесс: структура, содержание, перспективы развития (часть 2)
Особенности функционирования органов народного представительства в федеративном государстве. Взаимодействие законодательных органов в Российской Федерации (часть 2)
Атлас правомерной законодательной политики, основанной на ступенях развития религиозного самосознания и преданности
Теоретическая основа формирования права безопасности (часть 2)
Защита прав иностранных инвесторов в сфере энергетики России через международный арбитраж
Проблемы освобождения от уголовной ответственности и возможности наказания лиц, потребляющих наркотики
Права и обязанности субъектов права на банковскую тайну
Остановить террор – задача международная

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016