Поскольку регламент действительно  очень жесткий, я смогу остановиться только на некоторых вопросах, но я думаю,  что в дальнейшем я могу и поучаствовать как эксперт в доработке законопроекта,  тем более что такой опыт в сотрудничестве с комитетом по делам общественных …  организаций у меня есть.
  Я сегодня хотел говорить о том, о применимости зарубежного  опыта к нашей практике, тем более, что и в материалах, розданных, ссылки на  международный опыт есть. И уже многие из выступавших ссылались на международный  опыт. И более того, здесь уважаемый депутат Лукин приводил Индию, как  негативный пример и как тот опыт, который нам не надо принимать, но я бы здесь  не согласился. Дело в том, что Индия существует как демократическая республика  уже 50 лет. И мы все знаем, что там есть и сепаратизм региональный, и очаги  межэтнических религиозных конфликтов. И, несмотря на это, все-таки существует  плюралистическая демократия, и во многом благодаря той партийной системе,  которая сложилась в Индии. И даже в том числе, благодаря тому, что в Индии  партии существуют не только на федеральном уровне, но и на региональном. И  многие вопросы, характерные для отдельных субъектов Федерации, но не  характерные для Федерации в целом, эти партии достаточно хорошо решают на  местах. 
  Наша страна по разнообразию что ли своему с Индией вполне  может посоперничать, хотя, к сожалению, по численности населения посоперничать  не может. И поэтому в этих условиях целиком и полностью запрещая существование  региональных партий, было бы, на мой взгляд, не совсем верно. 
  Более того, в большинстве федераций существующих в мире, в  большинстве федераций, основанных на принципах демократии, партии существуют и  на региональном уровне. Более того, если мы обратимся к опыту тех же  Соединенных Штатов, которые уже неоднократно упоминались, то партии там  регистрируются только на уровне штатов, на уровне федераций партии как таковые  не регистрируются. Они  существуют в виде  организаций, зарегистрированных в отдельных штатах. И это тоже нам дает какое  какие, наверное, уроки, которые мы могли бы для себя извлечь. 
  Именно по этому, более того, даже в унитарных государствах,  таких как Швеция, существуют партии на региональном уровне, а не только на  общегосударственном.  Существуют  земельные партии в Германии и так далее. Да, есть отдельные федерации, где нет  региональных партий, например, Бразилия, но очень часто это как раз те примеры,  те исключения из общего правила, которые это общее правило подтверждает. 
  И мне хотелось бы обратить внимание вот на что. Дело в том,  что на уровне регионов могут действительно действовать как отделения  общефедеральных партий, так и региональные, межрегиональные партии. Более того,  давайте посмотрим. Для того, чтобы у нас партии действительно росли снизу, о  чем очень многие совершенно справедливо говорили, может быть, можно было бы  разрешить блокам таких межрегиональных и региональных партий, которые в  совокупности как бы действуют более чем в половине субъектов, выступать и на  общефедеральном уровне для того, чтобы партии действительно выросли снизу и  могли создаться. И, вообще, критика блоков, которая сегодня прозвучала, она, на  мой взгляд, может быть тоже не всегда оправдана. Да, блоки – это не юридические  лица. Но давайте введем солидарную ответственность тех партий, которые вступили  в блоки. И тем самым мы эту самую финансовую ответственность и введем. Будьте  добры и будьте внимательны к тому, с кем вы в такие блоки вступаете и для чего.  То есть, в принципе, конечно, из любого положения можно найти достойный выход,  не занимаясь ограничением и прав граждан, и возможности действовать тем  организациям, которые этими гражданами созданы.
Как я уже сказал, не буду останавливаться на других вопросах, мои пять  минут практически истекли. Спасибо за внимание и готов по сотрудничать в  дальнейшем в доработке законопроекта.