Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

Итальянское государство на пути децентрализации и усиления регионализма

В марте 2001, в конце XIII созыва итальянского парламента, принят конституционный закон “Изменения в V Главу второй части Конституции”, который реализует усиление местных периферийных органов власти: коммун, провинций, крупных городов и областей. Этот конституционный закон проходил тот особый порядок принятия, который предусмотрен статьей 138 итальянской Конституции для конституционных законов и для законов пересмотра Конституции. Конституционный закон принимается каждой палатой двумя последовательными голосованиями в идентичном тексте с интервалом не менее чем 3 месяца и одобряется абсолютным большинством членов каждой палаты во втором голосовании.
В данном голосовании текст конституционного закона одобрило левоцентристское большинство членов обеих палат - Палаты депутатов и Сената Республики. Парламентарии правоцентристской коалиции голосовали против данного закона, значит в итоге закон принят простым большинством голосов, а не квалифицированным большинством. Та же статья 138 предусматривает, что в подобных случаях допускается возможность проведения подтверждающего референдума. Точнее, законы могут быть поставлены на одобрение народного референдума, если поступит запрос одной пятой членов одной палаты или 500000 избирателей или пяти областных советов. И парламентарии левоцентристской и правоцентристской коалиций, естественно с разнонаправленными ориентирами, собрали количество голосов, необходимое для созыва подтверждающего референдума. Кассационный суд принял положительное решение относительно допустимости вопроса, поставленного на референдум. В итоге избирателям придется подтвердить или отвергнуть вышеназванный конституционный закон. В этом случае не потребуется присутствия 50 процентов избирателей плюс один избиратель, как в случаях отменяющих референдумов, а потребуется только простое большинство голосов. Только после подтверждения закона референдумом он может быть обнародован и войдет в законную силу.
Безусловно, этот конституционный закон вносит значительные элементы самостоятельности в жизнь всех областей и существенно расширяет их полномочия. Закон может действительно повысить уровень децентрализации полезен для всех областей вне зависимости от того, руководимы они в том числе левоцентристской или правоцентристской коалицией. Итальянская печать не совсем правильно часто характеризовала этот закон как закон о федерализме. Этот термин, кстати, действительно отсутствует в тексте конституционного закона. Речь на самом деле идет немного о другом. Сделан действительно большой шаг вперед в направлении к более сильному регионализму.
Перейдем к краткому обзору текста данного закона, чтобы ознакомиться с самыми главными и значительными изменениями, вносимыми им.
Конституционный закон, состоящий из 11 статей, вносит новый текст в статьи 114, 116, 117, 118, 119, 120, 127 итальянской Конституции.
Новая статья 114 устанавливает, что коммуны, провинции, крупные города и области являются самостоятельными органами, имеют свои уставы, свои полномочия и компетенции на основании Конституции. Очевидны правильность и необходимость принятия такого закона. Только на основе этого важнейшего юридического акта, четко фиксирующего разделение компетенции между государственной властью и областями, каждая область отдельно может подготовить и принять свой устав.
В новом тексте статьи 116 предусматривается и регламентируется возможность для областей получить дополнительные формы и условия самостоятельности, например, относительно организационных вопросов, касающихся мировых судьей.
Новая статья 117, одна из центральных по значению, предусматривает перечень сфер деятельности и полномочий, подпадающих под исключительную государственную законодательную компетенцию (среди них вопросы внешней политики, обороны, органов государственной власти, безопасности, гражданства, социального обеспечения и другие). Дальше статья предусматривает сферы совместных полномочий и компетенции по вопросам законодательства между государством и областями. Среди таких сфер, например, международные отношения областей с Европейским Союзом. Важно в этой связи, что в сферах совместных полномочий и компетенции по вопросам законодательства, компетенции принадлежат областям, в то время как определение их главных принципов принадлежит государственной власти. Немаловажно подчеркнуть, что законодательная власть принадлежит областям по отношению к любой сфере, не принадлежащей неоспоримо государственному законодательству. И относительно регламентирующей власти указано, что она принадлежит государственной власти в сферах исключительных полномочий и компетенции по вопросам законодательства, кроме случаев делегирования, то есть она принадлежит областям в любой другой сфере. Дополнительно области получают в сферу своей компетенции право заключать договоры с иными государствами в случаях и в формах, предусмотренных государственными законами. Таким образом, полностью изменяется логика статьи 117 предыдущего закона, в котором были указаны те немногочисленные сферы, в которых области имели законодательные полномочия в пределах основных принципов, установленных государственными законами.
По новому тексту статьи 119 коммуны, провинции, крупные города и области имеют финансовую самостоятельность доходов и расходов и самостоятельные средства. Они устанавливают свои налоги и доходы в соответствии с Конституцией, государственными финансами и налоговой системой. Чрезвычайно важно, что предусматривается создание путем принятия государственного закона, приравнивающего фонда, направленного на поддержку более слабых территорий. Кроме того установлено, что государство направляет дополнительные средства и реализует специальные программы в поддержку определенных коммун, провинции, крупных городов и областей, в целях содействия экономическому развитию, цельности, социальной солидарности и формирования более равнозначащих условий разных областей. Этот существенный объем новых компетенций, предоставленный в первую очередь областям находит какой-то контрбаланс в новых прерогативах центрального Правительства. По новой статье 120 предусматриваются некоторые специально предусмотренные случаи, когда Правительство имеет право заменить органы областей, крупных городов, провинций и коммун по всей территории итальянского государства. Это может происходить, например, в случае неисполнения норм международного права и международных договоров или сильной угрозы для коллективной общей безопасности и т. д. Это является лишь общим обзором самых значительных пунктов обсуждаемого закона, что позволяет ознакомиться только с его главной сутью. Все-таки можно уже предположить, что закон, в случае его подтверждения референдумом, будет иметь положительное значение в конституционной государственной жизни итальянского государства. Вышеназванные периферийные, местные органы власти получают значительное повышение статуса и усиление реальной политической власти. В связи с этим нельзя полностью исключить, что не возникнут конфликты и проблемы несоответствия в вертикальных взаимоотношениях государственной центральной власти и периферийных местных органов власти с учетом и того, что с принятием в 1999 году другого конституционного закона установлено прямое всенародное избрание председателей областных исполнительных комитетов (губернаторов). Но все-таки новый закон является неизбежным, необходимым, очень актуальным, не случайно получил уверенную поддержку со стороны разных политических руководящих элит итальянских областей. Закон строит взвешенную, сбалансированную децентрализацию и поэтому минимизирует потенциальные риски и опасности, которые могут возникнуть. В случае его подтверждения референдумом, области в первую очередь и другие местные периферийные органы власти получат большой кредит доверия и в то же самое время и большую ответственность. Формальный текст закона получил в этой статье довольно положительную оценку, но результативность такой новой системы вертикальных взаимоотношений могут показать только время и политическая реальная практика.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2001 №4 (42)»
Развитие российского парламентаризма на современном этапе
Под сенью закона. Пушкин и право
Президент и Конгресс США на международной арене. Президент, конгресс и внешняя политика США
Институциональные меры по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем
Демографический кризис в России: вопросы к размышлению политиков (Продолжение, начало в Выпуске 2-3 за 2001 год)
О практических путях совершенствования механизмов развития общественного производства.
Рецензия на книгу: Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие
Рецензия на книгу "Экономическая безопасность и инвестиции (теория и практика)"
О представителях законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Еще раз об актуальных проблемах систематизации законодательства
Правовые проблемы управления зарубежной собственностью (Начало)
Россия и Беларусь: пути формирования правового государства




 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №1 - 2017
 
  №7,8 - 2016
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016
 
  №1,2 - 2016
 
 
  №7,8 - 2015
 
  №5,6 - 2015
 
 
  №4 - 2015