Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ СЕВЕРА И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ Г.Д. ОЛЕЙНИКОМ

1.      Какие задачи возложены на Ваш комитет?
Согласно Регламенту Совета Федерации к ведению комитета отнесены вопросы законодательного обеспечения государственной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, социально-экономического развития, налоговой, финансовой политики, использования природных ресурсов, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, регулирования прав коренных малочисленных народов, а также местного самоуправления и межрегионального сотрудничества.
В центре внимания  находятся вопросы реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год, развития и совершенствования законодательной базы по социально-экономическим проблемам Севера и Арктики, в частности, по обеспечению эффективного недро- и природопользования, регулирования межбюджетных отношений, реализации основных социальных гарантий северян, обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера.
Работа комитета осуществляется в тесном взаимодействии с другими комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, федеральными и региональными органами государственной власти, общественными организациями.
 
2.      Как бы Вы оценили итоги законотворческой деятельности комитета за 2005 год?
Я бы присоединился к оценке Председателя Совета Федерации  С. Миронова, данной  работе всего Совета Федерации за истекший год. Он сказал так: «В целом поработали неплохо». Я думаю, что эта оценка распространяется и на наш комитет.  Наш комитет рассмотрел в качестве соисполнителя 17 федеральных законов, принятых Государственной Думой. Особое внимание традиционно было уделено подготовке проекта бюджета на 2006 год. Это вызвано тем, что система господдержки северных территорий реализуется, в основном, через бюджет. Нами было отмечено, что расходные обязательства большинства северных территорий в расчетах учитываются не полностью, а перераспределение расходных обязательств между федеральным, региональными и местными бюджетами не соответствует распределению бюджетных источников. В связи с этим в 2006 году напряженность бюджетов территорий будет более высокой по сравнению с федеральным бюджетом. Хотя объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации  увеличен, однако, уровень бюджетной обеспеченности высокодотационных регионов останется примерно на прежнем уровне. Действующая система  межбюджетных отношений не приводит к сокращению различий между субъектами Российской Федерации по уровню их бюджетной обеспеченности. К сожалению, продолжает сокращаться уровень государственной поддержки северных регионов. Мы не согласны с этим. По этому поводу направлены заключение комитета по проекту бюджета на 2006 год и аналитическая записка в Государственную Думу и органам госвласти северных территорий. Было рассмотрено более 100 проектов законов, направленных из Государственной Думы до первого чтения. При этом главное внимание уделялось законопроектам, касающимся социально-экономического развития северных регионов, межбюджетных отношений, налогообложения, проблем недро- и природопользования, развития местного самоуправления. По проектам   лесного и водного кодексов направлены серьезные поправки. Законопроект о недрах, по которому нужны концептуальные изменения, комитет рекомендовал отклонить. Кроме того, было рассмотрено 27 законопроектов, внесенных в Государственную Думу законодательными органами северных субъектов РФ. Все они получили поддержку комитета.
 
3.      Реализовали ли депутаты Вашего Комитета право законодательной инициативы Совета Федерации по компетенции своих вопросов?
Комитетом было использовано это право. Нами было вынесено на рассмотрение палаты 4 проекта федеральных законов. Это законопроект: «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ». Все положения его реализованы в бюджете 2006 года; «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях». Целью данного проекта закона является сохранение полного объема базовой части пенсии с учетом коэффициента для северян в случае их переезда на постоянное жительство в другие районы; «О внесении изменений в статью 16 закона «О высшем или послевузовском профессиональном образовании» (о начислении районных коэффициентов и процентных прибавок к стипендиям студентов, обучающихся в учреждениях, расположенных в районах Севера); «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Законопроект имеет цель - обеспечение права пенсионеров-северян на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Законопроект направлен в субъекты Российской Федерации для предоставления заключений.
Актуальные проблемы северных регионов по предложению комитета рассматривались в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации. Были обсуждены следующие проблемы:
«О мерах, принимаемых Правительством РФ по воспроизводству минерально-сырьевой базы»;
«О ходе выполнения программы, предложенной Россией в рамках деятельности Арктического Совета».
Особое внимание было уделено подготовке проекта постановления «О предложениях Совета Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2006 год» о более полном учете северных факторов при распределении средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, о финансировании федеральных целевых программ регионального развития в объемах, предусмотренных самими программами и т.п., которые включены в постановление. С учетом этой практики в настоящее время уже ведется подготовка предложений в концепцию бюджета 2007 года.
 
4.      Как осуществляется законодательный мониторинг и правоохранительная практика?
В текущем году, как и в прежние годы, особое внимание уделялось и уделяется реализации законов «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» и др.
Анализ правоприменительной практики осуществляется в ходе парламентских слушаний, заседаний «круглых столов» и других мероприятий, проводимых комитетом. Были проведены парламентские слушания на тему «Бюджетная обеспеченность субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам и проблемы их устойчивого развития». Это помогло в разработке предложений по повышению уровня бюджетной обеспеченности северных субъектов Российской Федерации, устранению несбалансированности бюджетов и наращиванию их доходного потенциала. Рекомендовано ускорить принятие проектов федеральных законов «О минимальных государственных социальных стандартах».
К сожалению, законы, регулирующие северные проблемы, сохраняют декларативность, что затрудняет их применение. В ряде федеральных законов по общероссийским проблемам, несмотря на принимаемые нами меры, еще  слабо учитываются специфические особенности северных регионов.
Результатом этого является отсутствие системности и стабильности в правовом регулировании многих вопросов развития Севера. Широко распространено неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых нормативных актов, отсутствуют надлежащий контроль и ответственность за их реализацию. Так, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 года № 198 Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера практически не выполняется.
Кроме того, приходится констатировать, что  в последние годы четко обозначилась тенденция, направленная на постепенную ликвидацию как отдельных федеральных законов, регулирующих проблемы Севера, так и устранение из других федеральных законов конкретных норм по этой тематике. Руководство Совета Федерации поддерживает усилия комитета по устранению этих негативных явлений. 
 
5.      Удается ли Комитету, по Вашему мнению, законодательно защищать права граждан, проживающих в районах крайнего Севера и прилегающих к нему территорий?
Наша задача в том и состоит, чтобы защищать их права на законодательном уровне. Совместно законодательными органами на местах мы выявляем несоответствия и устраняем их. Было выявлено ограничение прав граждан, установленных законом «О государственных гарантиях  и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Это относится, например, к «Правилам компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», которые существенно ограничили возможности пенсионеров-северян для получения компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно. По этому вопросу было направлено несколько обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации. Разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с целью решения этих проблем. Законопроект будет внесен на рассмотрение Совета Федерации в весеннюю сессию 2006 года. Поставлен также вопрос о необходимости начисления процентных надбавок к стипендиям, отмененных в связи со вступлением в силу федерального закона № 122-ФЗ. Министерство образования, признав ошибочность отмены этих компенсаций студентам, обещает внести соответствующие изменения в подзаконные акты. Принято обращение к премьеру по вопросу расчета ставки земельного налога на земельные участки, предоставленные организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Подготовлен также и ряд других обращений в федеральные органы государственной власти. Я сам «старый северянин» и знаю как болезненно северяне переживают законодательные ущемления их прав. Поэтому я и все члены комитета стоим «начеку» и отстаиваем права северян. 
 
6.      Над какими вопросами ведется  работа комитета в 2006  году?
Комитет не ограничивается работой по улучшению действующего законодательства по отдельным проблемам. Настойчиво ставятся вопросы разработки государственной политики по социально-экономическому развитию Севера, комплексного решения его проблем на основе новейших технологий. По мнению комитета, необходимо подготовить научно обоснованную Стратегию социально-экономического развития Севера на период до 2015 года, направленную на обеспечение устойчивого развития Севера, эффективное использование его производственного потенциала, обеспечение социальной защиты населения.
В соответствии с задачами и целями этого документа необходимо будет осуществлять государственную политику в этом регионе и вести законотворческую работу. В связи с этим ведется  подготовка пакета базовых законодательных актов по основным проблемам. В первую очередь следует принять федеральные законы «О районировании Севера Российской Федерации» и «Об арктической зоне Российской Федерации».
 
7.      В течение истекшего года, какие публичные мероприятия, посвященные проблемам Севера и малочисленных народов, производились по линии комитета и какие из них были самыми актуальными?
 
О прошлом  как-то уже не принято говорить. Но, в порядке иллюстрации насыщенности нашей деятельности, не побоюсь такой характеристики и позволю себе вернуться к итогам 2005 года.   Вот судите сами. В течение года  проводились  публичные мероприятия, на которых рассматривали  актуальные вопросы экономического и социального развития Севера и их законодательного обеспечения. Прошло  заседание «круглого стола» «О мерах государственной поддержки развития гражданской авиации на Севере Российской Федерации». Состоялось выездное заседание комитета в городе Салехарде «О необходимости государственной поддержки экономики традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера». В рамках Девятого Петербургского международного экономического форума проведены «круглые столы»:
«Проблемы сохранения окружающей природной среды Арктики»;
«Укрепление сотрудничества в Баренцево-Евроарктическом регионе – насущное требование времени»;
«Королевство Норвегия – Российская Федерация: перспективы сотрудничества»;
«Перспективы развития транспортной инфраструктуры Севера».
В Якутске состоялось заседание «круглого стола» на тему «О мерах по реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год по развитию экономики стратегически важных районов России – Севера и Дальнего Востока. Члены комитета встретились с делегацией Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в ходе встречи обсуждались проблемы законотворческой работы. Была оказана помощь по подготовке мероприятий международной промышленной выставки в г. Новосибирске «Север России. Сибирь: экспорт-импорт. 2005». Было оказано содействие Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в проведении 5-го съезда. Заключено соглашение между комитетом и ассоциацией о сотрудничестве в работе по обеспечению прав аборигенов. В Ханты-Мансийске проводились   совещания, в том числе: международная конференция «Медико-социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера»; международная научно-практическая конференция «Социальная политика, трудовые отношения и стратегия профсоюзов в транснациональных компаниях» и другие мероприятия.
Провели  семинары председателей комитетов по делам Севера и малочисленных народов, руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов власти северных регионов. Обсуждены вопросы взаимодействия комитета с законодательными органами власти в развитии северного законодательства.
19 апреля 2005 года проведена встреча членов комитета с делегацией Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в ходе которой обсуждались проблемы законотворческой работы.
В органы государственной власти регулярно направлялись решения комитета, рекомендации парламентских слушаний, аналитические материалы и т. п.
Регулярно давались ответы на обращения граждан в Совет Федерации.
Надо отметить, что в законотворческой работе по проблемам Севера мы работали в постоянном тесном контакте  с аппаратами комитетов Государственной Думы, федеральных министерств и ведомств, органами законодательной и исполнительной власти северных регионов. В таком же рабочем режиме работает комитет и в текущем году.

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2006 №5 (71)»
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПУБЛИЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ВЛАСТИ НАРОДА
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РОССИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ИНТЕРВЬЮ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА А.П. ЛЮБИМОВА С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ВАК, АКАДЕМИКОМ РАН М.П. КИРПИЧНИКОВЫМ
КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ — «ПАРЛАМЕНТ ЗА РАБОТОЙ»
ОПУБЛИКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ
РОССИЯ В ОБСЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ? (часть 2)
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
ЧТО ТАКОЕ КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И КАК ЕЕ ЗАЩИТИТЬ?
ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ МАРЕНКОВА Н.Л. «МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ИННОВАЦИЙ В РОССИИ»
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА И МАЛАЯ ЭНЕРГЕТИКА
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ
ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧТО НА ЗАПАДЕ НЕ ЗНАЮТ (И НЕ ХОТЯТ ЗНАТЬ) О ЧЕЧНЕ

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016