Новости

2000 год
2000 №4 (38)
2001 №4 (42)
2001 год
2002 год
2002 №5-6 (47-48)
2003 год
2003 №6 (54)
2004 год
2004 №1 (55)
2004 №2 (56)
2004 №3 (57)
2004 №4 (58)
2004 №5 (59)
2004 №6 (60) Спецвыпуск. Ювелирная отрасль
2005 год
2005 №1 (61)
2005 №2 (62)
2005 №3 (63)
2005 №4 (64)
2005 №5 (65)
2005 №6 (66)
2006 год
2006 №1 (67)
2006 №2 (68)
2006 №3 (69)
2006 №4 (70)
2006 №5 (71)
2006 №6 (72)
2007 (73) Спецвыпуск. Юр. Институт (СПб)
2007 год
2007 №1 (74)
2007 №2 (75)
2007 №3 (76)
2007 №4 (77)
2007 №5 (78)
2007 №6 (79)
2008 год
2008 №1 (80)
2008 №2-3 (81-82)
2008 №4 (83)
2008 №5-6 (84-85)
2008 №7 (86)
2008 №8 (87)
2009 год
2009 №1 (88)
2009 №2-3 (89-90)
2009 №4 (91)
2009 №5, 6 (92, 93)
2009 №7 (94)
2009 №8 (95)
2010 год
2010 №1 (96)
2010 №2,3 (97-98)
2010 №4 (99)
2010 №5, 6 (100, 101)
2010 №7, 8 (102, 103)
2011 год
2011 №1 (104)
2011 №2, 3 (105, 106)
2011 №4 (107)
2011 №5, 6 (108, 109)
2011 №7, 8 (110, 111)
2012 год
2012 №1 (112)
2012 №2, 3 (113, 114)
2012 №4 (115)
2012 №5, 6 (116, 117)
2012 №7, 8 (118, 119)
2013 год
2013 №1 (120)
2013 №2, 3 (121, 122)
2013 №4 (123)
2013 №5, 6 (124, 125)
2013 №7, 8 (126, 127)
2014 год
2014 №1 (128)
2014 №2, 3 (129, 130)
2014 №4 (131)
2014 №5, 6 (132, 133)
2014 №7, 8 (134, 135)
2015 год
2015 №1, 2 (136-137)
2015 №3 (138)
2015 №4 (139)
2015 №5, 6 (140-141)
2015 №7, 8 (142-143)
2016 год
2016 №1, 2 (144-145)
2016 №3 (146)
2016 №4 (147)
2016 №5, 6 (148-149)
2016 №7, 8 (150-151)
2017 год
2017 №1 (152)
2017 №2-3 (153-154)
2017 №4 (155)
2017 №5-6 (156-157)
2017 №7-8 (158-159)
2018 год
2018 №1-2 (160-161)
2018 №3 (162)
2018 №4 (163)
2018 №5-6 (164-165)
2018 №7-8 (166-167)
2019 год
2019 №1-2 (168-169)
2019 №3 (170)
2019 №4 (171)
2019 №5-6 (172-173)
2019 №7-8 (174-175)
2020 год
2020 №1-2 (176-177)
2020 №3 (178)
2020 №4 (179)
2020 №5-6 (180-181)
2020 №7-8 (182-183)
2021 год
2021 №1-2 (184-185)
2021 №3 (186)
2021 №4 (187)
2021 №5-6 (188-189)
2021 №7-8 (190-191)
Articles in English
Реферативные выпуски

Список авторов и статей с 1994 года (по годам)

Список авторов журнала

Книги авторов журнала

 

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РОССИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Актуальность и практическая значимость исследования проблем национально-культурного развития народов России определяется необходимостью более глубокого осмысления происходящих перемен в политическом и социально-экономическом развитии России, поиска новых подходов к их решению; потребностью политико-правового обеспечения национально-культурного развития народов страны; дальнейшей разработки научной концепции национально-культурного развития российских народов.
В настоящее время в обществе все более осознается необходимость правового оформления, в первую очередь на федеральном уровне,  научно обоснованной, сориентированной на перспективу государственной национальной политики России, учитывающей необходимость обеспечения единства и целостности российского государства в новых исторических условиях; политики согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
По нашему мнению, стержнем государственной национальной политики должен быть политико-правовой механизм регулирования национально-культурного развития народов Российской Федерации.  История свидетельствует, что только политика, основанная на праве, способна обеспечить взаимопонимание между народами и прочность государственного устройства.
Политико-правовое регулирование означает комплекс политико-правовых действий и норм, регулирующих отношения в различных областях жизни общества. Национально-культурное развитие народов России, как объект государственной национальной политики, также требует политико-правового регулирования. Более того, остро ощущается необходимость в разработке концепции развития законодательства в сфере национальных отношений.
Анализируя политико-правовые ориентиры в области национально-культурного развития народов России, остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее важных  аспектах политико-правового регулирования  национально-культурного развития народов России.
В Российской Федерации политико-правовые ориентиры в области национально-культурного развития народов основываются на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, иных политико-правовых документов, а также законов и нормативных правовых актов самих субъектов Федерации. В настоящее время в целом ряде субъектов Российской Федерации разработаны и приняты законы о языках, об образовании, о культуре, о национально-культурной автономии, то есть, накоплен определенный опыт  политико-правового регулирования национально-культурного развития  народов.
В то же время существующая нормативная база для осуществления политико-правового  регулирования национально-культурного развития народов России, на наш взгляд, недостаточна. Основной недостаток, по нашему мнению, заключается том, что существующее законодательство не создает целостной политико-правовой основы в сфере государственного регулирования национально-культурного развития народов. Имеющееся  законодательство нечетко трактует и проблему распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации в сфере обеспечения прав народов на национально-культурное развитие.
Очевидно, что происходящие сегодня преобразования пока не обеспечивают четкого и комплексного регулирования межнациональных отношений в субъектах Федерации, поскольку не предусматривают механизмов их реализации, гарантии и ответственность.
Оставляет желать лучшего и качество принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, что свидетельствует о необходимости  формировать  кадровый, профессиональный потенциал. Следует в этой связи заметить, что исполнительная власть пассивно использует свое право законодательной инициативы.
Следует подчеркнуть, что политико-правовое регулирование процессов национально-культурного развития народов Российской Федерации необходимо рассматривать не как особое, исключительное, внутреннее дело России, а в контексте тех усилий, которые предпринимает мировое сообщество для решения этнополитических проблем. Вся существующая современная нормативно-правовая база в области национально-культурного развития, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в целом соответствует  общепризнанным принципам и нормам международного права, изложенных в таких основополагающих международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека,  Международный пакт о гражданских и политических правах,  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,  а также международных договорах Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод гражданина.
Важно учесть, что чем более сложные задачи оптимизации межнациональных отношений приходится решать российскому обществу, тем большее значение приобретает для нас зарубежный опыт национально-государственного и национально-культурного строительства, правового обеспечения национально-культурного развития народов.
В осуществлении современной национальной политики важно учесть и тот факт, что на историческую арену вышла целая группа народов, которые раньше не заявляли о себе как активные исторические субъекты. Сегодня эти народы активно выступают за свое национальное самоутверждение, за сохранение природной культурной среды, собственного исторического бытия.
Рост самосознания народов, требующих самостоятельного развития, и в том числе национально-культурного развития, объективно обуславливает необходимость учета указанных факторов, как при формировании  самой национальной политики, так и при  ее реализации.
Кроме того, российская государственная национальная политика не может быть одновариантной, поскольку она выстраивается  с учетом полинационального фактора государства.  Многовариантность моделей национальной политики напрямую связана с политико-правовым положением конкретного народа в системе межнациональных отношений, зависит от региона, в котором проживает конкретный народ, от окружения другими народами.
Анализ политико-правовых ориентиров позволяет предположить, что полнокровная суверенизация, не ущемляющая права и свободы ни одной национальности, имеет больше шансов на успех, чем реформирование, осуществляемое в интересах одной, например, титульной нации и не учитывающее интересов других национальностей, особенно национальных меньшинств. Важной составной при этом является конституционное и законодательное утверждение политико-правовых форм оптимизации и регулирования отношений между народами и государством в различных сферах общественной жизни.
Все сказанное налагает на государство обязанность создания правового механизма обеспечения прав и свобод человека, обусловленных его национальной принадлежностью, поддержку национальной культуры, сохранение народных традиций и обычаев, создание условий для национально-культурного развития народов России.
Для исследования особенностей политико-правового регулирования национально-культурного развития российских народов необходимо исходить из своеобразия российского государства, в котором предполагается органичное сочетание национальных начал в региональной политике и региональных начал в национальной политике. Поэтому особенно важен учет опыта реализации национальной политики в российских регионах.
Авторам представляется интересным в этом отношении опыт социально-экономического развития Челябинской области, этнополитическая, этнокультурная ситуация в которой во многом совпадают с общими социально-экономического тенденциями, происходящими в России, что дает основание рассматривать область как регион, где протекают важные, характерные для России этнополитические процессы.
Несмотря на сложные социально-экономические условия, в многонациональном регионе сохраняется достаточно высокий уровень взаимодействия и межкультурного сотрудничества представителей различных народов. Тому способствует проводимая администрацией  Челябинской области политика по формированию взаимного уважения и этнической толерантности  в отношении всех народов, проживающих в регионе.
В советский период  в Челябинской области была проделана определенная работа в сфере национально-культурной политики, основными моментами которой были ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения области вообще и культурно-просветительская в частности. Однако процесс русификации, усилившийся в  60-е годы, в значительной степени привел к утрате интереса значительной  части населения области к родным языкам, литературе и культуре в целом, и, соответственно, повлиял на национально-культурное развитие народов области.
Оживление процессов  национально-культурного самоопределения народов Челябинской области связано с созданием в 90-х годах национально-культурных общественных центров. В этот период были созданы: Славянский, Русский, Татаро-башкирский, Башкирский, Немецкий, Еврейский, Украинский "Троянда", Финно-угорский, Мордовский, Грузинский "Золотое Руно", Корейский, Армянский, Казахский и другие общественные национальные центры. Все они  имеют свои филиалы в области. В настоящее время в области работают 15 национально-культурных центров, две национально-культурные автономии, Ассамблея народов Челябинской области.
Между Администрацией Челябинской области, областными национально-культурными центрами и Ассамблеей народов Челябинской области заключено Соглашение о социальном партнерстве, в котором определены позиции и действия сторон, направленные на дальнейшее развитие национальных и межнациональных отношений в области.
Челябинская область подписала соглашение о сотрудничестве с Центральным Духовным управлением мусульман России и Европейских стран в культурно-образовательной и социально-экономической сферах.  Ранее аналогичные соглашения были заключены с Русской православной церковью. Подписанные соглашение можно оценить как крупный шаг в деле духовного возрождения общества и обеспечения мирного развития происходящих в нем процессов.
Исходя из особенностей Челябинской области, уровня ее социально-экономического развития, сформировалась и внутренняя структура самоуправления этносоциальными процессами, накоплен определенный опыт. Национально-культурные объединения сегодня взаимодействуют с органами государственной власти "на равных", то есть процесс становления уже прошел и сотрудничество с властью перешло на новый уровень, в форме диалога.
В целях более полной реализации положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации  в 1998 году в области принята Концепция региональной национальной политики.
В рамках Концепции национальной политики Челябинской области национально-культурное развитие рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса формирования гражданского общества и становления демократического правового государства.
Одновременно надо признать, что в настоящее время региональная национальная политика не имеет четко отлаженных механизмов ее осуществления. Ранее какие-либо структуры управления этой отраслью на уровне региона отсутствовали, а ныне возникающие еще не обладают должным опытом и материально-финансовым обеспечением. Областной бюджет не предусматривает статьи расходов на реализацию программ и проектов в сфере национальной политики, без чего невозможно их эффективное осуществление.
Национальность, этническая культура являются совокупностью внутренних связей людей. Исчезновение самого малочисленного народа является катастрофой. Умирает один этнос - умирает часть человечества.
Создание всем народам оптимальных условий для национально-культурного развития в составе единого федеративного многонационального государства должно быть фундаментом, основой национальной политики нашего государства.
 

Сохранить как .rtf файл

Другие статьи в разделе «2006 №5 (71)»
ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ СЕВЕРА И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ Г.Д. ОЛЕЙНИКОМ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПУБЛИЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ВЛАСТИ НАРОДА
ИНТЕРВЬЮ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА А.П. ЛЮБИМОВА С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ВАК, АКАДЕМИКОМ РАН М.П. КИРПИЧНИКОВЫМ
КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ — «ПАРЛАМЕНТ ЗА РАБОТОЙ»
ОПУБЛИКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ
РОССИЯ В ОБСЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ? (часть 2)
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
ЧТО ТАКОЕ КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА И КАК ЕЕ ЗАЩИТИТЬ?
ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ МАРЕНКОВА Н.Л. «МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ИННОВАЦИЙ В РОССИИ»
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА И МАЛАЯ ЭНЕРГЕТИКА
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ
ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧТО НА ЗАПАДЕ НЕ ЗНАЮТ (И НЕ ХОТЯТ ЗНАТЬ) О ЧЕЧНЕ

 
 

 

Представительная власть - XXI век: законодательство,
комментарии, проблемы. E-mail: pvlast@pvlast.ru
SpyLOG Рейтинг@Mail.ru

Создание сайта: П.М. Ермолович
При поддержке депутата Государственной Думы
Валентина Борисовича Иванова

In English
In Italian
In Chineese
   

     
Навигационное меню
Архив номеров
Реферативные выпуски
Список авторов журнала
Книги авторов журнала
Рецензии и отзывы
Перечень журналов ВАК
Поиск по статьям
Подписка на журнал
Подписка на рассылку
Награды
 
Полезная информация
Парламенты стран G8
Парламенты СНГ и Балтии
Парламенты субъектов РФ
Парламенты мира
Парламентские организации
Парламентские издания
Парламентский портал РФ
Наши партнеры
Календарь выборов
     
 
 
     
  №3 - 2021
 
 
  №1,2 - 2021
 
  №7,8 - 2020
 
 
  №5,6 - 2020
 
  №4 - 2020
 
 
  №3 - 2020
 
  №1,2 - 2020
 
 
  №7,8 - 2019
 
  №5,6 - 2019
 
 
  №4 - 2019
 
  №3 - 2019
 
 
  №1,2 - 2019
 
  №7,8 - 2018
 
 
  №5,6 - 2018
 
  №4 - 2018
 
 
  №3 - 2018
 
  №1,2 - 2018
 
 
  №7,8 - 2017
 
  №5,6 - 2017
 
 
  №4 - 2017
 
  №2,3 - 2017
 
 
  №5,6 - 2016
 
  №5,6 - 2016
 
 
  №4 - 2016
 
  №4 - 2016
 
 
  №3 - 2016